топ гаджетов

top GADGETS

| home | карта сайта | новости | смартфоны | телефоны | компьютеры | читалки | планшеты | аудиплееры | статьи |

 

новости компании - февраль 2012

январь 2012 г.

Основатели Blackberry - Майк Лазаридис и Джим Болсилли, отправленны в отставку

23 января 2012 г. ушли в отставку два соруководителя компании Blackberry, два столпа, две легенды этого бизнеса — Майкл Лазаридис и Джим Болсилли, стоявшие во главе компании почти 20 лет, с 1992 года.

Майкл Лазаридис и Джим БолсиллиВладелец бренда Blackberry — канадская компания Research In Motion (RIM) — была создана в 1984 году 23-летним Лазаридисом и двумя его партнерами. В Канаде его считают местным Стивом Джобсом, RIM — крупнейшая канадская технологическая компания.

В 1992 году к Лазаридису присоединился Джим Болсилли, также весьма известная в Канаде фигура. Оба они, помимо бизнес-заслуг, известные в Канаде филантропы и покровители наук.

Их уход произошел под дружный недобрый гул акционеров, инвестбанкиров, аналитиков и вообще всех, кому небезразлична судьба RIM. Уход стал завершающим аккордом в череде неудач, преследующих легендарную компанию. Что же произошло?

Имена многих предпринимателей и генеральных директоров вписаны золотыми буквами в историю создания высокотехнологичного американского бизнеса.

Но некоторые не сумели стать частью истории и вместо этого остались на посту. Лазаридис и Болсилли — из их числа. Им удалось достичь замечательных успехов и прославить компанию.

Но мир, где у них все так хорошо сложилось, был иным — понятным и предсказуемым миром корпоративных пользователей, где основными персонажами были моложавые загорелые мужчины в костюмах и галстуках, легко перемещающиеся по миру.

В этот мир и пришли смартфоны Blackberry. В этом мире, собственно, и остались, как доисторическая муха в куске янтаря. Потому что все стало другим. Всего за несколько лет.

Новым руководителем RIM станет Торстен Хейнс. Он перешел в RIM в 2007 году из концерна Siemens AG и занимал в компании пост операционного директора.

 

 

 

Нет, корпоративный мир никуда не делся. Но рядом с ним стремительно вознесся гигантский потребительский рынок, где покупателем является кто угодно — подросток, пенсионер, домохозяйка. В дополнение к привычной географии выросли рынки развивающихся стран, в первую очередь китайский, но также и Индия, Россия, весь мир.

Продажи телефонов в 2010 году составили 1,4 млрд штук и продолжают расти. В 2011 году только смартфонов в мире было продано столько, сколько 10 лет назад всех телефонов. За это десятилетие большинство европейских и американских производителей телефонов умерли или сменили владельцев На этих руинах расцвели азиатские «драконы» — Samsung, LG, HTC. Из европейцев осталась только финская Nokia.

В принципе, она и была королевой смартфонов с самого начала. Однако это был хоть и респектабельный, но ширпотреб, а вот аппараты Blackberry все эти годы были высшим классом. Их продажи росли, появлялись новые модели, открывались офисы в разных странах.

И вот в 2007 году появляется iPhone, а в 2008 году — операционная система Android от Google, сразу взятая на вооружение Samsung, HTC и другими азиатскими производителями. И Apple, и Google с самого начала ориентировались не на стройный корпоративный мир, а на буйную улицу — десятки, сотни миллионов пользователей.

Но и это было еще не все. Apple сделала следующий ход — и опять очень сильный. Два года назад на рынке появился iPad, который сразу же завоевал мировой рынок планшетов. Довольно быстро вдогонку бросился Samsung. И теперь уже Apple и Samsung держат мировое лидерство в мобильных системах. За ними идут остальные.

Все это время руководители Blackberry практически ничего не предпринимали, чтобы вписаться в новую реальность. Правильнее сказать, они отрицали эту реальность. Они пропустили момент, когда мир поменялся — просто не заметили этого. В результате ураган накрыл и их. И хотя продажи все еще медленно растут, доля на рынке снижается, как и прибыль. Падает стоимость акций. Новая ОС появится к концу 2012 года, и, как показывает пример Nokia, за такой срок можно растерять все.

Вообще судьбы Nokia и RIM похожи. Они выросли в «старой» реальности, долго не могли принять ее кончину как факт и опоздали с переменами. Их основатели не хотели ничего менять, верили в вечность своих успехов. Обе компании сменили основателей на технократов за неимением подлинных визионеров. И, кажется, обеим эта замена не поможет.

Я много лет засматривался на Blackberry. В этом телефоне была своя магия. Будучи много лет членом клуба Apple, я понимал толк в вещах, обозначающих принадлежность к особой касте. У всех иностранцев, прилетающих бизнес-классом и стоящих затем в очереди на паспортный контроль, были телефоны Blackberry.

Встреченные мною на бесчисленных конференциях, переговорах, лекциях зарубежные бизнесмены были как один вооружены этими аппаратами. Один мой старый американский знакомый, болтая об отпуске, спросил меня: «Ты выключаешь свой Blackberry во время отпуска?»

У меня же с 1996 года были сменяющие друг друга телефоны Nokia. На них я, как и многие жители России, проходил все этапы эволюции телефонов и смартфонов. В начале 2009 года я решил сменить бренд. Эмоционально был настроен на Blackberry.

Целую неделю выбирал, смотрел, держал в руках, пробовал. Опрашивал знакомых.  Но если бы года на три раньше, я бы выбрал Blackberry, без колебаний. А так — пришлось признать, что есть и более удобные и современные смартфоны. Поезд Blackberry, в общем-то, ушел...

Компании все хуже и хуже, она практически потеряла свои ключевые рынки – последний отчет по США крайне неутешителен – лишь 6% покупателей выбирали смартфоны BlackBerry в последнем квартале а общая доля рынка снизилась ниже 15%. Перемены в компании, в ее стратегии не то что назрели – они перезрели, возможно точка невозврата уже пройдена и компанию не спасти.


Поэтому сегодняшние известия о том, что RIM меняет своих CEO, первоначально вызвали энтузиазм – мало кто хочет, чтобы компания покинула рынок, в конце концов, чем больше сильных игроков, тем лучше. Каким бы плохим не было отношение к продукции RIM, все же большинство участников рынка надеются на лучшее, на то, что компания сможет возродиться. Смена CEO и последующая за ним радикальная смена курса могли бы быть первым шагом в новом, верном направлении. Тем более, что терять уже фактически нечего.

Однако, при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что надежды не оправдались. Даже наоборот – опасения лишь усилились. Во-первых, бывшие co-CEO Майк Лазаридис и Джим Бэйзил никуда не уходят – они получают в компании ответственные посты. Лазиридис, словно бы в насмешку, назначен ответственным за инновации. Новый же CEO Торстен Хейнс не только не собирается менять курс – в своем видеообращении он убеждает нас: то, что делает RIM, совершенно правильно, компания в данный момент процветает, а дальше будет только лучше. 

Заявление о том, что с 2007 года RIM стала существенно круче, что сегодняшняя RIM значит на рынке куда больше, чем тогдашняя, отдают откровенным бредом. С другой стороны, не может же Торстен ругать собственную работу – в 2007 он как раз отвечал за продуктовую линейку RIM – это именно ему мы, судя по всему обязаны чудищами, которые в последние четыре года плодили канадцы.

Все выглядит как в стародавнем хите «Наутилуса» – «никто не хочет и думать о том, пока «Титаник» плывет». Непонятно, что может спасти BlackBerry, но бездействие и самоуверенность уж точно не помогут. В такой ситуации, вообще непонятно, зачем было менять CEO. Может быть, чтобы Лазаридису и Бэйзилу не пришлось отвечать, когда компания рухнет? Может быть, это попытка поднять стоимость акций, на фоне чего легче вести переговоры о продаже бизнеса?

В любом случае, попытка неудачная, на сторонних наблюдателей происходящее производит жутковатое впечатление – беспечность в эпицентре катастрофы всегда ужасает. Если так и дальше пойдет, до конца года RIM не дожить.

 

гаджеты на колесах ; История компании BlackBerry

 

.