топ гаджетов

top GADGETS

| home | карта сайта | новости | смартфоны | телефоны | компьютеры | читалки | планшеты | аудиплееры | статьи |

История компании Research in Motion ( BlackBerry)

В начале 2000-х годов канадская компания Research in Motion придумала идеальный смартфон и назвала его BlackBerry.

Прошло десять лет, идеалы сменились, и оказалось, что им отвечают уже совсем другие устройства. RIM не сдалась, а попыталась соответствовать:

30 января 2013 года компания представила новую операционную систему BlackBerry, новые смартфоны BlackBerry и для верности переименовалась — тоже в BlackBerry.

 

Предыстория

BudgieКомпанию Research in Motion основала в 1984 году группа энтузиастов, разработавших систему Budgie.

Система позволяла беспроводным путем выводить на экран телевизора текст, набранный на пульте-клавиатуре.

В 1990-х годах энтузиасты увлеклись сетями передачи данных Mobitex и начали выпускать «пейджеры» — устройства, которые могли обмениваться мгновенными сообщениями через Mobitex.

К концу десятилетия пейджеры обзавелись браузером и электронной почтой, например этот RIM Inter@ctive Pager 950 (1998 год)

а к началу следующего — модулем для голосовых звонков; иначе говоря, RIM— возможно, сама того не осознавая — выпустила смартфон.

Именно ранняя история RIM стала ключом к успеху компании: большинство тогдашних производителей мобильников танцевали от голосовой связи, а канадцы — от мессенджеров и мгновенных сообщений.

У пользователей хорошим тоном считалось ходить с двумя устройствами — телефоном и КПК: по первому звонили, а на втором просматривали записи календаря, электронные письма и офисные документы, предварительно залив их туда с «большого» компьютера.

Смартфоны BlackBerry объединяли в себе черты обоих аппаратов и к тому же давали возможность проверять почту на ходу (собственный почтовый сервер RIM запустила еще в 1999-м) — поэтому так понравились деловым людям.

Окончательно влюбиться в BlackBerry бизнесмены смогли благодаря QWERTY-клавиатуре, которая делала набор текста на мобильном устройстве гораздо менее мучительным.

Дальше устройства BlackBerry эволюционировали по законам технического прогресса: получили цветные экраны, Bluetooth, Wi-Fi и GPS, поддержку «быстрых» сетей (EDGE, а затем и 3G), камеры и карточки памяти.

Цена на аппараты снизилась с 400-700 до 200 долларов (с контрактом), что позволило им выйти из категории «нишевых» устройств. Однако благодаря почте, BlackBerry Messenger и возможности доступа к офисным ресурсам смартфоны RIM сохранили за собой имидж «корпоративных телефонов». Весомая часть пользователей BlackBerry получала аппараты бесплатно — их им выдавали на работе.

Зенит славы RIM пришелся на 2008-2009 годы: тогда цена на акции компании достигла своего исторического максимума, а аппараты RIM прочно обосновались на рынке — по данным Gartner, каждый пятый смартфон, купленный осенью 2009 года, принадлежал к семейству BlackBerry.

 

Дальше для RIM начался сплошной регресс: вышли iPhone OS и Android, мир охватила мода на сенсорные смартфоны, и выяснилось, что в мобильном аппарате главное — это не почта и мессенджер, а кино, музыка, игрушки и соцсети.

Канадская компания пыталась угнаться за поветриями, наладив выпуск «полностью сенсорных» смартфонов и запустив в 2009 году магазин приложений, но все выходило как-то неудачно. Тогда стало ясно: менять надо не внешность, а мозги.

Последние смартфоны на старой платформе BlackBerry вышли в августе 2011 года. После этого RIM, в золотые годы выкатывавшая новинки каждые несколько месяцев, замолчала на полтора года.

Почему — знали все: компания работала над новой операционной системой и не хотела размениваться по мелочам. К 2012 году акции RIM просели на 90 процентов в сравнении с результатом 2008 года, и платформу, которая находилась в разработке, в СМИ стали назвать не иначе как «последний шанс Research in Motion».

Базовые подробности про новую операционку не являлись секретом. В частности, было ясно, что в ее основу ляжет QNX — платформа на микроядре, предназначенная для встраиваемых систем.

Первый продукт на QNX RIM представила весной 2011 года — это был планшет PlayBook, впоследствии потерпевший на рынке крупную неудачу: устройство покупали настолько неохотно, что канадцам пришлось снизить цену на базовую модель с пятисот до двухсот, а потом и вовсе до ста (в пять раз!) долларов США.

Вести, которые долетали в 2011-2012 годах из офиса RIM в канадской провинции Онтарио, свидетельствовали о том, что компания ведет разработку новой платформы с упорством, граничащим с помешательством (а также о том, что ей катастрофически не хватает денег).

Вспомним: декабрь 2011 года — топ-менеджеры RIM снизили себе зарплату до одного доллара, январь 2012 года — сменилось руководство (ушли стоявшие у истоков компании Балсилли и Лазаридис), июнь 2012 года — сократили треть сотрудников, июль 2012 года — продали один из двух корпоративных самолетов, решили перейти на шестидневную рабочую неделю и отказаться от отпусков.

30 января 2013 года сотрудники RIM, уцелевшие после сокращений и нервных потрясений, объявили о переименовании компании и представили операционную систему BlackBerry 10 и два смартфона на ее основе — BlackBerry Z10 и BlackBerry Q10.

Торстен Хейнс со смартфонами BlackBerryИнтерфейс

По сути, BlackBerry 10 не имеет с BlackBerry OS — системой, которую использовали предыдущие аппараты BlackBerry, — ничего общего, кроме названия.

Поэтому не стоит пытаться установить BlackBerry 10 на старые устройства или, наоборот, поставить на новые смартфоны программы от старых BlackBerry.

Интерфейс целиком переделали под сенсорное управление, и он стал гораздо более похожим на iOS и Android, чем на то, что было раньше. В BlackBerry 10, как и в большинстве современных операционок, имеются домашний экран, экран со списком приложений и панель уведомлений — на языке RIM она называется BlackBerry Hub.

Со списком приложений все понятно — это значки программ, выстроенные по сетке. На домашнем экране отображаются прямоугольные «иконки» восьми приложений, с которыми пользователь работает чаще всего.

У некоторых программ вместо «иконки» выводится обновляемый виджет — например, приложение «Погода» показывает текущую температуру.

В BlackBerry Hub собираются уведомления о звонках, сообщениях в мессенджере и социальных сетях, «эсэмэсках» и электронных письмах.

Аппаратных кнопок у устройств на BlackBerry 10 нет, управление осуществляется «жестами»: провел пальцем по экрану черту снизу вверх — попал на домашний экран, сверху вниз — оказался в меню настроек, нарисовал загогулину в виде буквы «Г» — угодил в панель уведомлений.

Программы

Как и подобает, смартфоны на BlackBerry 10 будут продаваться с запасом штатных программ.

Помимо браузера-плеера-камеры-фотогалереи-проводника, в комплект поставки входят карты Bing (c Google не договорились?), Story Maker — приложение для создания видеороликов, напоминалка Remember, которая умеет синхронизироваться с сервисом заметок Evernote, клиенты соцсетей Facebook, Twitter и LinkedIn и офисный пакет Docs To Go.

Имеется и несколько «фишек»:

- во-первых, виртуальная клавиатура, предсказывающая намерения пользователя и способная к самообучению (на английском работает чудесно, как будет с другими языками, пока неясно),

- во-вторых, утилита BlackBerry Balance, позволяющая создать два условных рабочих стола, один — с личными, а второй — с офисными приложениями и аккаунтами, и

- в-третьих, функция TimeShift в приложении «Камера» — она позволяет избежать самой распространенной при съемке групповых портретов проблемы: кто-то вышел на фото с открытым ртом или с закрытыми глазами. Принцип работы таков: делается серия из нескольких снимков и для каждого лица выбирается самое удачное выражение.

Остальные программы нужно будет загружать из интернет-магазина BlackBerry World. Там уже собрано 70 тысяч приложений — это впечатляюще для молодой платформы, но ничтожно мало в сравнении с App Store и Google Play. Часть популярных мобильных программ — Skype, Foursquare, Angry Birds — на BlackBerry 10 уже портировали, а часть — например, Instagram — еще не успели. Помимо приложений, в магазине есть музыка, фильмы и сериалы, но купить их, очевидно, смогут только жители Северной Америки и нескольких европейских стран.

Интересно, что на аппаратах под управлением BlackBerry 10 можно запускать программы, написанные для Android. Приложения работают в изолированной среде, иначе говоря — в эмуляторе. В свое время RIM усиленно рекламировала эту особенность системы, но журналисты The Verge, опробовав «чужой» софт на смартфоне BlackBerry Z10, остались недовольны — говорят, безбожно тормозит.

Устройства

RIM, то есть, простите, BlackBerry, одновременно с операционной системой BlackBerry 10 показала два первых смартфона на ее основе — BlackBerry Z10 и BlackBerry Q10.

Первый аппарат компания называет «полностью сенсорным» (all-touch) — это означает, что у него нет аппаратных кнопок на передней панели. Второй смартфон в дань традиции снабдили и сенсорным экраном, и QWERTY-клавиатурой. Z10 поступит в продажу в США, ОАЭ, Великобритании и Канаде в феврале-марте и будет стоить 200 долларов вместе с контрактом.

Второй аппарат выйдет в апреле; цена на него пока не разглашается.

Оба смартфона располагают двухъядерными процессорами, двумя гигабайтами оперативной и 16 гигабайтами внутренней памяти, имеют порты Micro-HDMI и Micro-USB и разъем для карт памяти; у Z10 две камеры — 2-мегапиксельная и 8-мегапиксельная (уже выяснилось, что последняя в темноте фотографирует из рук вон плохо).

Что-то определенное про них сказать пока сложно — разве что можно отметить, что Z10 сильно смахивает на айфон, а Q10 — на классические смартфоны BlackBerry. Кстати, выпускаться смартфоны будут не в Китае, а в Мексике и в Канаде.

Перспективы

Принимая во внимание катастрофическое положение RIM в последние годы и нервозную обстановку, в которой разрабатывалась система, можно сказать, что компания если и не сотворила чуда, то точно совершила подвиг.

Смартфоны на BlackBerry 10 не смотрятся неуклюже, как первые «сенсорные» поделки RIM, интерфейс системы выглядит выверенным и продуманным, базу программ для запуска смогли собрать большую (насколько качественными они окажутся — другой вопрос).

Поскольку RIM пока считает своей целью удержаться на плаву, а не откусить кусок побольше от iOS и Android (популярность смартфонов BlackBerry всегда была «региональной» — в России, например, они большого распространения так и не получили), у них есть все шансы.

 

.