топ гаджетов

top GADGETS

| home | карта сайта | новости | смартфоны | телефоны | компьютеры | читалки | планшеты | аудиплееры | статьи |

 

Стив Джобс - прощание

 

Сервис удаленного хранения файлов от Apple - iCloud.

Apple презентует сервис удаленного хранения файлов. Он может позволить компании во второй раз за 10 лет перекроить музыкальную индустрию. 6 июня, Стив Джобс представил публике сервис iCloud.

 Он перенесет в «облако» ряд функций свежей операционной системы Mac OS X Lion и мобильной iOS5, однако основные ожидания пользователей связаны с музыкой. Музыкальная индустрия переживает спад с момента широкого распространения интернета и нуждается в оригинальных решениях. Традиционно, их ожидают от Apple.

Пиратство: спасение или смертельный приговор?

«Миллион долларов — это не круто. А знаешь, что круто? Миллиард долларов», — сказал Марку Цукербергу франтоватый молодой человек в фильме «Социальная сеть». Через год его реальный прототип в интервью The Financial Times открестится от этих слов: «Богатство — это неинтересно. Интересно быть революционером». Шон Паркер знает о чем говорит: у него есть миллиард, а в конце прошлого века он помог создать Napster, де-факто совершив революцию в музыкальной индустрии.

выручка музыкальной индустрии в США

С появлением Napster походы в магазин за новым CD стали более не актуальны: романтике пестрых альбомных буклетов он противопоставил практически моментальный доступ к неограниченному количеству музыки. Десятки миллионов людей со всей планеты теперь могли свободно обмениваться любимыми записями, не отрываясь от стула. Кроме того, теперь за музыку не нужно было платить ни цента. Правообладатели и исполнители предсказуемо пришли в ярость — на Napster градом посыпались судебные иски, и через два года сервис был закрыт.

«Кто же знал, что у музыкальной индустрии нет чувства юмора?» — иронизировал на экране вымышленный Шон Паркер. Мейджорам музыкальной индустрии, действительно, давно уже не смешно. «Большая четверка» звукозаписывающих компаний (Universal, Sony Music Entertaiment, EMI и Warner) суммарно отвечает почти за 90% продаж на крупнейшем американском рынке (данные Nielsen Soundscan), однако дела идут все хуже: суммарная выручка сокращается на миллиард долларов в год.

К 2003 году непонимание между бизнесом и потребителями достигло критической точки: первый накладывал вето на любые инициативы по продаже музыки онлайн, тогда как вторые считали компакт-диски анахронизмом. Все больше людей занимались пиратством. Тогда-то на музыкальной сцене и появился Стив Джобс.

CEO Apple предложил лейблам новый сервис: оннлайн-магазин iTunes, где каждую композицию можно будет скачать за $0,99 (из них Apple получала бы $0,31). В обмен на лицензии Apple обещала создать уникальную систему защиты — Digital Rights Management, или DRM. План был простой и абсолютно устраивал правообладателей — купленную в iTunes мелодию можно было бы проигрывать исключительно на устройствах Apple и не более чем на пяти разных компьютерах. Привязка к плеерам iPod, в понимании лейблов, должна была не дать развернуться пиратам.

К весне 2007 года Apple продала более 100 млн iPod, а доля плеера на американском рынке приблизилась к 75%, что превращало его в самое популярное в истории человечества портативное устройство для проигрывания музыки. Через iTunes было продано больше 2,5 млрд песен. И каждый раз, покупая там новую песню, клиенты еще сильнее зависели от Apple. Компания Джобса могла уже диктовать лейблам свои условия: когда в конце 2006 года последние захотели поднять стоимость свежих релизов до $1,49, то получили отказ. Музыкальные гиганты лишились одной из главных привилегий любого бизнеса — возможности самостоятельно определять цены на свою продукцию.

 

Бум цифровой музыки 2003-2010 г.г.

Желая освободиться от чрезмерного влияния Apple, лейблы обратились к Amazon с предложением создать аналог iTunes. Конкурентным преимуществом нового сервиса должно было стать отсутствие DRM. Купленные в Amazon композиции работали бы на всех устройствах без исключения, в том числе на iPod. Параллельно музыкальные лицензии как от «большой четверки», так и от независимых лейблов активно стали получать другие компании. В результате в мире началось бурное развитие легальных музыкальных сервисов — в период с 2004 года по 2010-й их число увеличилось в семь раз.

Бизнес-модели новичков можно поделить на сервисы с ежемесячной подпиской, позволяющие слушать неограниченное количество музыки прямо через браузер или приложение на смартфоне, и интернет-магазины наподобие iTunes. Ежемесячная подписка на онлайн-каталог Rdio или Napster, который возродился в качестве легального сервиса, стоит около $5. Pandora и Slaker допускают клиентов к сотням интернет-радиостанций бесплатно, однако за отдельную плату ($3 и $5 в месяц соответственно) предлагают пакет премиальных услуг (отсутствие рекламы и лучший функционал). Pandora, у которой уже около 350 000 платных подписчиков, собирается провести публичное размещение. Ожидаемая оценка — $1,3 млрд.

Отдельного упоминания заслуживает Spotify, оцененный в ходе последнего раунда инвестиций в $1 млрд. В каталоге основанной в Швеции в 2008 году компании более 10 млн песен, лицензированных всеми ведущими лейблами. Платить необязательно, однако за $10 в месяц музыку на Spotify можно слушать без назойливой рекламы и в неограниченном количестве. По данным на март, из 10 млн подписчиков около 1 млн пользователей уже приобрели платный аккаунт. В совете директоров Spotify сидит Шон Паркер, а инвестиции в компанию сделали глава DST Юрий Мильнер и гонконгский миллиардер Ли Ка-Шин. Пока Spotify доступен только в Европе. Планам сервиса по выходу на крупнейший мировой рынок, в США, мешают правообладатели.

 

 

 

доля цифровой музыки в общих продажах в сша

Некоторые сервисы, например MOG или Rhapsody, сочетают возможности подписки ($10 у обоих) и покупки отдельных треков.

Стремительное развитие новых сервисов пока не смогло пошатнуть позиции Apple — iTunes доминировал в прошлом году с 70% рынка цифровой музыки США, продемонстрировав рост 1%. Для сравнения: сайты с платной подпиской все вместе контролируют лишь 5,8% рынка, и этот показатель не растет уже несколько лет. Доля Amazon (12%), самого титульного на данный момент конкурента iTunes, растет без явного вторжения на территорию Apple, преимущественно за счет менее известных конкурентов.

Выручка Apple и Amazon увеличивается благодаря отмиранию физических носителей, однако сам музыкальной рынок каждый год сжимается, и тенденции к замедлению этого процесса не видно. По данным Frontier Economics, только в США, одной из самых развитых стран с точки зрения законодательства по авторским правам, ежегодно нелегально скачивается музыки на $7-20 млрд.

Ирония в том, что пиратство в итоге может стать спасением, а не смертельным приговором музыке. За десятилетия развития бесплатных файлообменных сетей потребление музыки в мире выросло невероятно. Кроме того, Napster и его преемники воспитали целое поколение людей, прекрасно ориентирующихся в механизмах потребления цифровой музыки. Не исключено, что многие из них уже готовы платить за нее деньги — им нужно просто сделать хорошее предложение. Таким предложением может стать перенос музыки в «облака». На это, кажется, всерьез рассчитывают в Apple, Google и Amazon: компании одновременно занялись разработкой собственных «облачных» музыкальных сервисов. Первым к финишу пришел Amazon, на очереди Apple.

Что умеет iCloud?

Apple старательно фильтрует информацию о новом сервисе, а случающееся утечки зачастую носят противоречивый характер. Кое-что, впрочем, известно. Например, что в Северной Каролине строится гигантский дата-центр стоимостью $1 млрд. Кроме того, выяснилось, что лого iCloud будет выглядеть как облако. Почти наверняка iCloud будет сканировать имеющуюся на жестком диске пользователя музыку и автоматически предоставлять ему доступ к соответствующей композиции на своем сервере. Возможно, в более высоком качестве. Таким образом, сервис Apple будет выгодно отличаться от «облаков» Amazon и Google, которые требуют самостоятельно загружать музыку на удаленные серверы.

Преимущество это, впрочем, может быть почти полностью нивелировано, если пропуск в iCloud получит только музыка, скачанная через iTunes. По слухам, этого требуют лейблы, которые, как обычно, не хотят вознаграждать пиратов. Источники американских газет уверяют, что Apple подписала договоры со всеми крупнейшими лейблами — последним к пулу присоединился Universal. Однако это ограничение существенно снизит ценность iCloud как музыкального сервиса.

Более желанными видятся другие варианты. Как минимум Apple может пойти по пути Rhapsody, одновременно предлагая ежемесячную подписку для прослушивания музыки со своих серверов и предоставляя возможность приобретать отдельные треки. Масштабы Apple и огромная база лояльных пользователей iTunes обеспечат сервису популярность.

Как максимум можно предположить, что Apple удалось преодолеть сопротивление музыкальных компаний и потребители получат возможность загрузить в iCloud всю свою музыку, пусть иногда даже незаконного происхождения. В зависимости от ее количества Apple может взимать дополнительную плату. Фактически получится своеобразная амнистия нелегальной музыки. Для лейблов это будет первым, а возможно, и единственным шансом заработать на пиратах.

Наконец, iCloud, скорее всего, будет синхронизироваться с устройствами семейства Apple через интернет, не заставляя владельцев iPhone и iPad путаться в проводах. Google обучил этому трюку свою мобильную ОС Android еще год назад, а во время презентации вдобавок еще и высмеял конкурента.

 

Сервис iCloud на первый взгляд не отличается от того, что давно уже предлагает пользователям Google. Но только на первый взгляд

Скачанную на Mac Book песню можно будет тут же прослушать на плеере iPod. Внесенные на iPad правки в текстовый документ через секунду отобразятся на персональном компьютере, а сделанная в гостях с помощью iPhone фотография через мгновение окажется на домашнем Apple TV (это, как представляется, открывает широкий простор для разнообразных казусов). Чтобы привести содержание своих устройств к единообразию, их хозяину больше не потребуются провода и собственные усилия.

Если описанное кому-то кажется чудом прогресса, это значит, что он недостаточно внимательно следил за развитием устройств с ОС Android от Google. Смартфоны Android прекрасно синхронизируются с компьютером без помощи проводов, для документов в «небе» есть Google Docs, для фотографий — Picasa. То же касается и записных книжек с календарями. При некотором желании всеми функциями iCloud можно было пользоваться уже несколько лет. И это было вполне удобно. Однако только сейчас это удобство было оформлено официально. Как повторял на протяжении всей конференции Джобс, it just works.

Грядущий успех iCloud, а он почти не вызывает сомнений, будет основываться на двух факторах. Во-первых, iCloud ничего не стоит. Хотя, в отличие от Google, для которого предоставление бесплатных услуг пользователям возведено в статус религии, Apple никогда не позволяла себе такой расточительности. Например, ранний прототип iCloud — барахлящая и плохо принятая пользователями система MobileMe — стоила $99 в год. Во-вторых, у тоталитарного контроля Apple над своей ОС и сторонними разработчиками есть как минимум один плюс. К моменту релиза iCloud (этой осенью одновременно с новой мобильной iOS5) App Store будет полон приложений, так или иначе интегрированных в «облако» Apple.

Google же не только не контролирует собственный магазин приложений Android Market, но и абсолютно свободно распространяет саму ОС, не навязывая разработчикам смартфонов и планшетов свою волю. До сих пор такая модель оказывалась достаточно эффективной (доля Android на рынке значительно превосходит долю iOS). Однако она же сильно мешает Google создать комфортную и законченную экосистему из своих «облачных» сервисов. Apple уже поступилась одним своим принципом — может быть, Google стоит сделать то же самое?

Впрочем, одно сражение Google, скорее всего, уже проиграл. Существенной частью iCloud является новый музыкальный сервис, состоящий из двух приложений — iTunes in the cloud и iTunes Match. Первый представляет собой привычный магазин iTunes с «облачными» ингредиентами. А вот второй, хоть и не оправдал всех ожиданий, однако обладает большим потенциалом, который удастся оценить только позднее.

iTunes Match будет сканировать хранящуюся на жестком диске пользователя музыку и автоматически предоставлять ему доступ к соответствующей композиции на своем сервере, попутно, если это необходимо, улучшая ее качество. Для этого в распоряжении Apple есть каталог из 18 млн песен. Таким образом, исчезнет необходимость часами вручную загружать гигабайты информации. Однако самое важное — это отсутствие запрета на отправку в «облако» нелегальной музыки. За $25 в год и с лимитом в 20 000 треков доступ к iTunes Match может получить любой. Фактически это можно считать платной амнистией потребителям пиратской продукции.

Окажется ли iTunes Match спасителем погибающей музыкальной индустрии? Возможно в отдаленном будущем. Но это определенно выглядит как предложение, пусть и не революционное, но от которого будет непросто отказаться. Что же касается Google, то ее музыкальный сервис еще не готов (в США запущена бета-версия), у самой компании нет лицензий от ведущих лейблов, а значит, и музыку туда придется загружать самостоятельно и очень долго. Нет у Google и лояльной пользовательской базы iTunes из 225 млн человек. Навязать конкуренцию Apple в таких условиях будет почти невозможно.

Существует между Google и Apple и фундаментальное различие в представлениях о том, каким должно быть «облачное» будущее. Уже на следующей неделе в США начнется продажа ноутбуков с полностью «облачной» ОС от Google - Chrome OS. И если iCloud это своеобразный пересадочный узел для информации с устройств Apple, то видение Google значительно более радикально: «облако» - это и есть компьютер. Есть, правда, философские расхождение и внутри самой Google - параллельно с Crhome OS они ведь развивают и Android.

Стив Джобс: поставить революцию на поток. Уход из Apple в 2011 г. ; Новый гендиректор Apple - Тим Кук ;Новый гендиректор Apple - Тим Кук ; Самые удачные решения С. Джобса ; Обзор iOS 5 ;

статьи об Apple