топ гаджетов

top GADGETS

| home | карта сайта | новости | смартфоны | телефоны | компьютеры | читалки | планшеты | аудиплееры | статьи |

 

История создания и успеха "Злых птиц" (Angry birds)

 

Всего несколько лет назад представить такое было практически невозможно. Финская компания Rovio Mobile появилась на свет в 2003 году.

Компания, которой суждено было войти в историю как рекордсмену среди разработчиков игр для мобильных устройств, организовалась, как это часто бывает, на обычном студенческом энтузиазме.

 

В малоизвестном для многих городе Эспо (являющемся вообще-то вторым по величине городом Финляндии) несколько студентов Хельсинкского технологического университета — злые птицы - игра
Никлас Хэд (Niklas Hed), Ярно Вакевайнен (Jarno Vakevainen) и Ким Дикерт (Kim Dikert) — решили попробовать свои силы в соревновании между разработчиками игр,
проводимом Nokia и HP.

Их первый совместный проект — игра King of the Cabbage World — принес им победу.
Тогда же на перспективных ребят обратил внимание Питер Вестербака (Peter Vesterbacka), который сегодня стоит у руля этой фирмы, занимая пост директора по маркетингу.

Сегодня он любит вспоминать, как, будучи одним из организаторов этого конкурса со стороны HP, на вопрос ребят «Что нам теперь делать дальше?» он ответил им:
«Начните делать игры».


Отпраздновав небольшое достижение, трое выпускников решили не останавливаться на достигнутом и последовать совету Питера.
Первый шаг — открыть свой собственный бизнес. Так родилась компания Relude, которая спустя два года, в 2005-м сменила свое имя на более привычное для всех Rovio Mobile.

Ее генеральным директором стал двоюродный брат одного из основателей компании Микаэл Хэд (Mikael Hed).

 

Тогда в ней работали всего несколько человек. Занимались они в основном тем, что разрабатывали java-версии популярных игр. Как вспоминает в интервью их главный дизайнер,
Яакко Иисало, тогда компания пыталась создавать свои собственные игры, но они были никому не нужны.

Нужно сказать, большую роль в судьбе Rovio сыграл отец Микаэля, успешный бизнесмен Кадж Хэд (Kaj Hed), который финансово поддержал это начинание. Сейчас его доля в компании — около 70%.

Кадж Хэд инвестировал в Rovio один миллион евро, которые успешно были спущены в трубу в течение следующих нескольких лет. Однако, к счастью, у Микаэля были и собственные средства, и после выхода первого iPhone с сенсорным экраном, когда у программистов родилась идея Angry Birds, Никлас уговорил Микаэля инвестировать в новую игру 25 тысяч евро.

Спустя некоторое время студия Rovio решила переквалифицироваться. Разработчики занялись созданием казуальных игр для мобильных телефонов. В конце двухтысячных, когда и зародилась идея "злобных птичек", компания работала над играми для мобильных телефонов по заказу Nokia. Тогда их самым большим успехом на этом поприще была игра с шариком, которая была установлена на двух миллионах телефонов.

"Волной", которую поймала студия Rovio, стала растущая популярность смартфонов с тачскрином.

Крестным отцом птичек можно считать художника Туомаса Эрикоинена (Tuomas Erikoinen),

Разработчики решили сделать ставку именно на этот рынок и не сомневались, что подобная тактика принесет дивиденды. Rovio и светлое будущее разделяла
лишь одна небольшая проблема: у студии не было денег.

То есть они, конечно, были, но только на одну игру - примерно сорок тысяч евро.

 

 

Angry Birds: как птички стали злыми

Крестным отцом птичек можно считать художника Туомаса Эрикоинена (Tuomas Erikoinen), который рисовал скетчи ко всем выпускам этой игры,
с первой по последнюю, создавая при этом особую атмосферу геймплея.

Однако первый концепт этих героев был сделан другим сотрудником Rovio — главным дизайнером Jaakko Iisalo

Как-то, оставшись дома наедине с самим собой, он начал экспериментировать с формой новых персонажей. В Photoshop нарисовал стайку птиц,
попробовал сделать их пузатыми.

Интересный факт — по словам самого Jaakko Iisalo, в самом-самом первом варианте у птиц отсутствовали не только крылья, но и клювы.
В первых концептах игры не было и свинок, идея их вставить пришла чуть позже.


Как вспоминал один из "ровийцев", Вилле Хейяре, первые "птички" появились в начале 2009 года.
Тогда Яакко Иисало предложил примерно тридцать разных идей для игры. Разработчики, которых тогда, кстати, было всего четверо, сразу же выбрали птиц.

Эти нелепые бескрылые создания сразу вызвали всеобщую любовь. Однако первый концепт этих героев был сделан другим сотрудником Rovio — главным дизайнером Jaakko Iisalo

Следующим ключевым решением было то, что птицы стали красного цвета.

Чуть дольше заняло обсуждение механики: в итоге игра стала своеобразной вариацией на тему "городков".

Но "просто городки" показались разработчикам слишком скучными. У ярких красных птиц должны быть не менее яркие противники.

Изобрести их помогла бушевавшая тогда эпидемия свиного гриппа: благодаря ей и появились на свет болезненного вида зеленые поросята.

Кстати, озвучили их сами "ровийцы". Они взяли в проект Ари Пулккинена и поручили ему работу со звуком.

Ари понял их по-своему: однажды он пришел в студию с ящиком пива и микрофоном и заставил разработчиков хрюкать в микрофон.
Именно эти звуки теперь издают поросята в игре.

На доведение проекта до ума ушло примерно восемь месяцев.

Как вспоминают разработчики, у них не было возможности проверить игру на фокус-группе. Поэтому фокус-группой стало все окружение Rovio Mobile: все работники, старые и новые, друзья, родственники. Но эту проверку Angry Birds прошли с честью. Например, Никлас Хед, главный исполнительный директор Rovio, как-то раз дал своей маме поиграть в Angry Birds - и ему пришлось долго ждать, прежде чем мама оторвалась от игры.

 

 

 

К концу 2009 года "Злые птицы" были готовы к бою. В декабре Angry Birds были выпущены в версии для iPhone. Буквально сразу же они завоевали небольшой рынок мобильных приложений в Финляндии, стали популярны в странах Скандинавского полуострова.

А потом игра появилась в британском AppStore. За первые полгода существования ее скачали всего два миллиона раз, но потом популярность игры стремительно выросла. К первой годовщине выхода Angry Birds приложение скачали более 50 миллионов раз. В январе 2011 года у игры было 75 миллионов скачиваний, в марте - 100, а к концу июня игру скачали более 250 миллионов раз.

В Rovio Mobile не стали останавливаться ни на одном формате, ни на одной платформе, ни на одном секторе бизнеса. После того, как игра стала очевидно популярной в AppStore, они создали версию для Android.
В первые же сутки после релиза в Android Market игру скачали более миллиона раз. Затем - уже в 2011 году - появилась бесплатная онлайн-версия, в которую может играть любой желающий.


Теперь студия сосредоточилась на сюжете: она постоянно дорабатывает сюжетную линию и изобретает своим птичкам новых противников.

Кроме этого компания начала крупномасштабный выпуск сувенирной продукции, который сейчас приносит ей примерно треть ежегодного дохода. А с 2010 года в прессе регулярно появляются слухи о том, что по Angry Birds вот-вот снимут фильм или как минимум мультипликационный сериал. Пока, впрочем, дело ограничилось несколькими роликами на YouTube, но у птиц все еще впереди.

один из создателей игры Питер Вастербак

Сама студия Rovio, начинавшаяся с нескольких студентов, за последний год выросла примерно в 10 раз. Сейчас в ней работают более
120 человек, и компания собирается создавать представительства за пределами Финляндии. Первое из них откроется в Пекине или в Шанхае.

У Rovio большие планы по развитию мерчендайзинга: плюшевые игрушки могут стать частью игрового процесса. Один из планов – широкое
использование мобильной платежной технологии NFC.

При покупке с ее помощью плюшевой игрушки или любого другого физического сувенира, пользователи будут получать бонусы и преференции в игре.

Теперь в Angry Birds играют все — от мала до велика. В числе фанов игры есть даже такие знаменитости, как Анджелина Джоли, Кайли Миноуг,
Дэвид Кэмерон и пр. Не говоря уже о простых смертных.

Э-э-э, да что там простые смертные! Возможно, вы вспомните — Дмитрий Анатольевич Медведев на Петербургском экономическом форуме,
что называется, «отжег».

Обратившись к Питеру Вестербаке, экс-президент не без иронии поблагодарил директора по маркетингу Rovio за создание игры Angry Birds и заметил, что теперь у чиновников, по крайней мере, есть хоть одно важное дело на работе, которому они всецело уделяют внимание. Трудно с этим не согласиться.

 

Мегапопулярность Angry Birds заставила даже взрослых людей, что называется, впасть в детство. Взрослые дяди (реже — тёти) вдруг осознали какую-то непостижимую потребность в стрельбе из рогатки. Словно кто-то напомнил о старой игрушке, которую ты давным-давно забросил в ящик письменного стола и о которой забыл. Чтобы, как говорил когда-то Аркадий Райкин, «вспомнить детство золотое», взрослые стали чудить — сооружать большие макеты построек из Angry Birds и строить гигантские рогатки.

Например, группа молодых весельчаков, которые назвали себя Dude Perfect, даже записали свои приключения на видео. Они соорудили самую большую рогатку, какую только смогли, взяв для этой цели целое спиленное дерево.

На видео ниже вы можете увидеть, как была сделана рогатка и как эта компания вовсю веселится, стреляя с далекого расстояния по мишени.

 

Было бы странно, если бы компания Rovio не стала использовать свое исключительное право на образ героев компьютерной игры.

Идея собственного магазина лежала на поверхности, было принято решение о том, что нужно начать продавать всевозможные сувениры — футболки, игрушки и т.д.
И даже такое скучное событие разработчикам игры удалось преподнести нестандартно, заставив говорить о нем в блогах.

Секрет прост, главное — правильно выбрать время открытия нового бизнеса. Фирменный магазин в городе Хельсинки был запущен в работу 11.11.2011 в 11 часов 11 минут и 11 секунд.

 

Angry Birds на большом экране

Игра стала прекрасной мишенью для шуток и пародий. Например, в одной из серий «Симпсонов» можно увидеть знакомый сюжет с метанием птичек.

Кроме этого, фаны игры сами создают в невероятных количествах мультяшные «ремейки». В Сети можно найти немало липовых трейлеров якобы планируемых к выходу фильмов Angry Birds,
которые не имеют никакого отношения к официальной игре.

Зато, как сообщает Guardian, этой осенью по мотивам популярной игры Angry Birds выйдет мультсериал из предположительно 52 эпизодов.
О чем он будет — сказать пока трудно. Создатели говорят, что в сериале можно будет лучше разглядеть характер каждой птички и, самое главное, он даст ответ на вопрос, почему же они такие сердитые.

Эпизоды будут совсем крохотные — по несколько минут каждый. Что же касается полнометражной ленты, то этот вопрос пока обсуждается, и ее можно ожидать только в 2014 году.

 

 

Статистика

Количество загрузок игры Angry Birds побило все рекорды и уверенно минуло отметку в миллиард. Что это означает? Ранее сотрудники консалтинговой компании AYTM сделали любопытные подсчеты,
в которых даже смогли предугадать, что игра возьмет планку в один миллиард загрузок. Опираясь на их данные, можно сказать следующее.

Количество птиц, запущенных в игре, во много раз превышает количество всех птиц, проживающих на нашей планете. Компания Rovio стоит $8,8 миллиарда, что, скажем, дороже, чем авиакомпания
JetBlue в несколько раз (данные на 9 мая 2012 года).

Ежедневно игроки по всему миру тратят на выстрелы по свиньям в сумме около 600 миллионов минут в день, что составляет 1141 год или же соответствует тому, что каждый час человечество
расходует 48 лет своего времени.

Тут есть над чем задуматься, правда? Зато более чем у половины опрошенных игроков после получаса игры в Angry Birds улучшается настроение, у остальных же оно остается неизменным и только
у пяти процентов оно ухудшается. И, наконец, только тринадцать процентов игроков признаются в том, что, играя в «птичек», они попадают в зависимость и не могут сразу остановиться.

 

 

Заключение

Многие привыкли думать, что сотрудникам Rovio просто повезло, мол, они совершенно случайно смогли найти «золотую жилу», которая в один момент сделала это имя знаменитым, а учредителям принесла приличные деньги. Но еще до того, как мир узнал, что такое Angry Birds, финская компания выпустила не одну, не две, а свыше пятидесяти игр!

Как тут не вспомнить меткое высказывание третьего президента США Томаса Джефферсона: «Я твердо верю в удачу, и я заметил: чем больше я работаю, тем я удачливее». Тут и добавить нечего.

 

еще материал про птиц. Музыка Angry Birds: тема, подсказанная природой и другие интересные фото и видеоматериалы

 

 

Интервью

Игры эволюционируют, технологии меняются очень быстро. Какой вы видите свою компанию, скажем, через 10 лет? И какой будет конкурентная среда? Что будет с рынком?

– Мы к тому времени будем иметь уже несколько игр, не только Angry Birds. Распространяться они будут через облака на все возможные устройства – от мобильных телефонов до телевизоров.

Облачные технологии для игровой индустрии очень важны – они позволят обеспечить непрерывный процесс игры с переходом с одного устройства на другое. Пользователи смогут выбирать графическую составляющую: кому-то удобна совсем простая схематичная визуализация, кто-то предпочтет 3D. И этот выбор будет делать в независимости от устройства. У нас к тому времени уже, конечно, будет свой  мультиплеер, хотя я и не верю в будущее игр на консолях.

Основной доход через 10 лет разработчики будут получать на мобильном рынке. Тем более, мобильные устройства к тому времени станут повсеместно и домашними, и рабочими. В нашем случае еще одна важная задача – появление социальной платформы вокруг Angry Birds. Мы уже работаем над ней и, надеюсь, покажем ее в следующем году.

Игры будут не просто частью социальных сетей, они сами станут социальными сетями. В Angry Birds много характерных персонажей, много сценариев, много задач и бонусов – все это требует социализации. Например, пользователи смогут наделять птиц предпочтительными характерами, наделять их дополнительными характерными функциями. Можно будет проводить синхронные многопользовательские турниры или даже участвовать в игре на стороне «свиней». 

Наконец, я думаю, игры будут все более физически ощутимыми. Сейчас вы управляете птицей мышкой или пальцем на сенсорном экране. Я бы хотел, чтобы пользователь мог взять птицу в руки, как шар
в боулинге, натянуть ее через физическую ощутимую рогатку на большом экране, выстрелить, увидеть, как рассыпаются по игровому залу осколки поверженных свиней.

Но это получится только в результате сотрудничества разработчиков игр и крупных мультимедийных развлекательных центров. В будущем в Angry Birds можно будет играть за свиней

Мотивы из Angry Birds в последнее время все чаще используют для разнообразной политической анимации? В российском интернете популярен ролик о ливийской войне.
А в Италии сделали игру Angry Bunga, посвященную сексуальным похождениям Сильвио Берлускони.

 

 

Angry Birds в Facebook

Популярная игра для мобильных устройств Angry Birds, разработанная компанией Rovio, официально запущена в социальной сети Facebook.

Это стандартные уровни игры с расширенным функционалом. Теперь, играя в Angry Birds, можно соревноваться с друзьями, а за дополнительные деньги купить «улучшенных птиц» или, например, вызвать в процессе игры землетрясение.

Интересно, что появление в Facebook игры финских разработчиков именно сейчас связывают с грядущим IPO социальной сети: Марку Цукербергу важно показать инвесторам, что его компания развивает перспективное игровое направление.

Angry Birds в Facebook

– Про появление Angry Birds в Facebook говорили давно. Считалось, что вы скептически относитесь к потенциалу соцсетей, потому постоянно
откладываете свой выход на новый рынок. Теперь вы поверили в социальные сети?

– Социальные сети это попытка выйти за пределы привычного пространства. У этого проекта есть своя предыстория. Успех Angry Birds в свое время подтолкнул
нас к изучению социальных игр. Я и мои друзья были уверены, что игра, которую мы делаем, сама по себе имеет большой социальный потенциал.

Если вы посмотрите мои интервью двухгодичной давности, я там часто говорю, что все закончится соцсетью вокруг Angry Birds. Я это видел так: есть игра на всех возможных платформах, есть миллионы активных игроков, есть соревнование, – и вот к этому мы можем прикрутить разные механизмы общения. Я верил, что соцсети будут тематическими.


Что их можно будет выстраивать вокруг определенных брендов и сервисов. При этом, не скрою, меня пугала стратегия Facebook, которую я называю вещь в себе, интернет в интернете.
Ты оказываешься в изолированной сети, где есть все – от новостей до игр и покупок. Меня пугало это и как пользователя, который добровольно ограничивает себя рамками одного сервиса,
и как бизнесмена – я понимал, что не Angry Birds возьмет все лучшее от Facebook, а Facebook будет использовать нас. 

– Что изменилось за эти 2 года?

– Это произошло по мере переосмысления нашей философии. Жизнь все расставила по своим местам. Парадокс в том, что бизнес Rovio, при том, что мы специализируемся на разработке виртуальных игр, оказался ближе к реальному рынку, чем к интернету. Не исключаю, что в ближайшие годы мы будем больше зарабатывать на сопутствующих офлайновых товарах – сувенирах, игрушках, одежде и пр. – чем на самой игре.

Игровой интернет очень хорошо монетизируется за пределами сети. Оказалось, что мы торгуем в первую очередь образами, а не игровым сервисом. Технология оказалась вторичней мифологии.

Стало понятно, что нам легче выстроить розничную сеть магазинов, чем выстраивать социальную сеть. Facebook же к этому времени окончательно превратилась в универсальную платформу, виртуальный гипермаркет, не присутствовать в котором очень странно. Ну представьте: вы приходите в большой супермаркет и не находите там на полках кока-колу.

 

– Тем не менее, Angry Birds для начала появилась в Google+. В Google этим очень гордились и считали своим важным конкурентным преимуществом. 

– К тому времени мы уже работали над социальным приложением, а Google предложил готовую игровую платформу на HTML5 раньше. Здесь нет никакой интриги. Хотя понятно, что Google на первом этапе старалась гарантировать себе преимущество за счет игр, сотрудничая с нами и Zynga. 






– Google+ и Facebook – для вас разные платформы, или стратегия продвижения игры в этих соцсетях мало отличается?

– Разница, как мне кажется, есть и будет. Те, кто играют в Angry Birds на платформе Google, воспринимают Google+ как возможность получить доступ к игре. Игровая составляющая этой социальной сети самодостаточна. Более того, надо признать, что активный пользователь других сервисов Google может придти в эту социальную сеть только для того, чтобы поиграть в игру.

Например, я провожу в почте Gmail больше времени, чем в любых социальных сетях вместе взятых, – и играю в «птиц», переходя именно из почтового сервиса. В Facebook же мы являемся частью большого предложения. Мы попали на большой базар, где надо уметь докричаться до пользователя. Здесь он отвлечен миллионом других опций.

Он потребляет гигантский объем информации и даже оценивает ее, ставя лайки. Я бы сказал, что в Facebook мы конкурируем с лайком. Лайк – это в первую очередь оценка информации, мы же от нее наоборот отвлекаем. 

 

– В рамках игры вы зарабатываете как на продаже платных версий, так и на рекламных сообщениях. Как распределяются и будут распределяться, по вашим прогнозам, доходы в соцсетях?

– Мы пока везде работаем в рамках экспериментальной модели. Наша задача заключается в том, чтобы к концу следующего года хотя бы 7% нашего дохода приходились на социальные сети.

Что это будет – реклама или продажа виртуальных предложений – сейчас сказать сложно. Полагаю, что на рекламе мы будем зарабатывать здесь меньше, чем в приложениях. Пользователи соцсетей относятся к категории, которую мы условно называем инфантильной.

Их постоянно что-то отвлекает, они не сосредоточены. Внимание пользователей соцсетей продать сложнее, чем внимание пользователя приложения на айпэде. А покупать виртуальные товары они уже приучены ребятами из Zynga.

 

– Модель Zynga часто называют будущим игрового рынка. Игры окончательно переместятся в соцсети, станут более социальными, а Facebook рано или поздно станет крупнейшей в мире игровой платформой – вы верите в такой прогноз?

– Я так не думаю. Соцсети станут важным источником дохода для игр, но никогда не будут ключевым. Нам легче, чем Zynga, – у них большая зависимость от Facebook, а выход за пределы социальной сети затруднен, ведь надо учиться зарабатывать на чем-то еще, кроме виртуальных товаров.

В соцсетях, как я уже говорил, мы конкурируем не столько с другими играми, сколько с другими предложениями. Очень высока конкуренция за внимание пользователя, и по мере совершенствования разных сервисов – музыкальных, торговых, информационных – она будет только усиливаться.

За пределами соцсетей нас воспринимают как часть рынка досуга. Хотелось бы думать, что на этом рынке мы уже конкурируем не с миллионном игровых приложений, а, например, с Walt Disney. Это совершенно другая индустрия, не такая изолированная и открытая для всего: мы можем открыть ресторан с играми или сеть по продаже мороженого, или свою авиакомпанию с логотипами птиц на крыльях..

 

март 2012 - новости компании

Компания Rovio пересмотрела планы в отношении версии игры Angry Birds Space для мобильной платформы Windows Phone 7.

Гендиректор Rovio Микаэл Хед (Mikael Hed) сообщил в интервью Reuters, что компания работает над выпуском игры на WP7. Тем самым он опроверг сделанное ранее заявление директора по маркетингу Rovio Петера Вестербаки (Peter Vesterbacka). Тот рассказал, что на WP7 игра не выйдет, поскольку Rovio предпочитает делать ставку на платформы с весомой долей на рынке.

Дату выхода Angry Birds Space на WP7 Хед не раскрыл.

Хед также уточнил, что Rovio тесно сотрудничает с Nokia, которая использует WP7 в качестве основной платформы для своих смартфонов. Под управлением этой ОС работают аппараты Nokia Lumia.

Взаимодействовать с Nokia Rovio начала еще до выхода первой части Angry Birds - игры, которая принесла компании широкую популярность. Rovio выпустила несколько десятков игр для аппаратов Nokia на базе Symbian. Nokia и Rovio являются соседями - их штаб-квартиры находятся в городе Эспоо в Финляндии.

Игра Angry Birds Space вышла 22 марта на iOS, Android, Windows и Mac OS X. Как и предыдущие части серии Angry Birds, она повествует о войне "сердитых птичек" с зелеными поросятами, только ее действие разворачивается в космическом пространстве.

еще материал про птиц.



 

История создания компании IBM ; История создания компании Apple ; Проектор в смартфоне Galaxy Beam